Жизнь актера Юрия Степанова закончилась 3 марта 2010 года.
Жизнь актера Юрия Степанова закончилась 3 марта 2010 года.
Во вторник вечером он по обыкновению задержался в театре допоздна — в Мастерской Фоменко играли «Трех сестер».
Выйдя на улицу, 42-летний актер поймал машину — старенькие «Жигули» — и поехал домой. Он уже почти добрался — до дому оставался последний светофор, и без пятнадцати час «четверка» стояла на перекрестке улиц Люблинская и Шкулева. Внезапно «Жигули» сзади ударила ехавшая на огромной скорости «Мазда». Машину выбросило на встречную полосу, где ее тут же ударил двигавшийся навстречу автомобиль ВАЗ-2112. Удар пришелся на сторону пассажирского сидения, которое занимал Степанов: актер погиб на месте от множественных травм.
Больше в этой аварии никто серьезно не пострадал.
Нелепая смерть. Нелепая смерть забрала одного из лучших актеров поколения.
Наверное, если бы много лет назад кто-то сказал деревенскому мальчишке, что он станет артистом, тот сильно бы удивился. Юрий Степанов родился 7 июня 1967 года в деревне Рысьево Иркутской области. Мать — учитель, отец — агроном, чуть позже семья перебралась в поселок Тайтурка, где отца Степанова назначили директоров совхоза, и он вывел совхоз в миллионеры. С детства Юрий плотничал, охотился, разводил пчел, ухаживал за скотиной, рыбачил, строил — словом, обычная сельская жизнь, какое уж тут актерство? Но был в Тайтурке преподаватель по боксу, который учил ребят даже не столько драться, сколько выживать — охотиться, рыбачить, а вот его жена занимала должность художественного руководителя Дома культуры.
С ее занятий все и началось.
Потом было поступление в Иркутское театральное училище, почти случайное. Степанов лишь приехал в Иркутск навестить друга и вдруг увидел объявление о приеме на курс. Думал поучиться и бросить, да и отец надеялся, что сын выберет более «серьезную» специальность. Но мальчишка втянулся — сказалась, очевидно, деревенская основательность.
Настолько, что приехавшая на выпускные экзамены в училище Ольга Васильевна Фирсова, педагог из театральной мастерской Петра Фоменко, из всего курса отобрала его одного. Степанов поехал в Москву, где отучился в ГИТИСе на курсе Петра Фоменко — на том самом знаменитом и самом «звездном» первом наборе «фоменок», вместе с сестрами Кутеповыми, Мадлен Джабраиловой, Галиной Тюниной, Андреем Казаковым, Тагиром Рахимовым…
Как вспоминал сам Степанов, ему было страшно тяжело: Москва ему «не пошла», тосковал он по родине страшно и трижды покупал билет в Иркутск. Доучился на одном упрямстве.
Курс естественным образом продолжился театром-мастерской Фоменко. И вот тут Степанов развернулся во всю мощь.
Люди, знакомые с ним по теле- и киноработам, могут и не подозревать, каким невероятным актерским диапазоном он обладал.
Это был актер-универсал масштаба Евстигнеева или Папанова, который одинаково свободно чувствовал себя и в комедии, и в трагедии. Он играл в спектаклях по Шекспиру («Двенадцатая ночь»), Островскому («Волки и овцы»), Тургеневу («Месяц в деревне»). Но это все сухие слова, а на деле…
Видели бы вы его Алджернона в уайльдовском «Как важно быть серьезным», где он - тюлень-телепень в обычной жизни - каким-то невероятным волшебством превращался в грациознейшего денди. И даже двигался по-другому, с какой-то кошачьей грацией!
В кино Степанов пришел довольно поздно - в 1995 году снялся в эпизоде у Данелия в фильме «Орел и решка», а в 1997-м получил главную роль у Абдрашитова во «Времени танцора».
Мелькнул в «Прогулке» Алексея Учителя, дважды сыграл у Алексея Балабанова — в «Жмурках» и «Грузе-200», сыграл главную роль интеллигентного паразитолога в романтической комедии Станислава Говорухина «Артистка», снялся в «Диком поле» Михаила Калатозишвили.
Но, наверное, больше всего он известен зрителю по роли вора в законе Антипа в телесериала «Штрафбат» Николая Досталя и прокурора Пафнутьева из «Гражданина начальника».
Что, если честно, очень обидно: не такими киноролями надо оставаться в народной памяти актеру его масштаба. Но это актерское поколение не зря называют "прОклятым" - получив великолепное актерское образование в Советском Союзе, они успели "стать на крыло", но были сбиты на взлете - жить и работать им пришлось в 90-е, где в кино играть было негде, не у кого и нечего.
Поэтому главным в жизни Степанова всегда оставался театр, любимая Мастерская Петра Фоменко, где он делал невозможные вещи. Он всегда знал: «Театр — это мое, я больше ничего делать не умею. Я на сцене живу. Служу. Народ веселю. Там вся жизнь моя».
И правда, театр и семья были для него всем, занимая практически всю его жизнь. На вопрос о хобби даже несколько смущался и не знал, что ответить:
«Есть одно дело, но это совсем не хобби. Я люблю бывать с семьей, среди детей. Люблю, когда все дома. Не обязательно тут же всем бежать за стол. Я могу один в комнате сидеть и знать, что все дома. Играть с сыновьями люблю».
После его гибели остались беременная жена и два сына.
В одном из интервью он сказал очень точные слова: «Все мы случайные прохожие, и судьбы наши переплетены, и каждый может посмотреть со стороны на другого человека и сказать: «Господи, это же моя жизнь!». Если он не увидит во мне себя, не поверит, что я играю на сцене его жизнь, — не надо играть в театре».
Действительно, все мы случайные прохожие. И у некоторых из нас дорога оказывается очень короткой.
И мы не знаем - у кого.
_________________
Это глава из моей книги "Жизнь примечательных людей 2"
Моя группа во ВКонтакте - https://vk.com/grgame
Моя группа в Телеграмм - https://t.me/cartoon_history
Моя страница на "Автор.Тудей" - https://author.today/u/id86412741
Юрий Степанов
1. Родился артист в Иркутской области летом 1967 года. Но в поселке Рысево прошли лишь первые годы жизни Юрия. Отцу, работавшему агрономом, предложили возглавить совхоз в деревне Тайтурке. Туда за ним отправилась семья – трое детей и жена, работавшая учительницей.
2. Учеба в школе Юрию давалась не очень легко, единственное, что он любил, это читать. У мальчика появилось и еще одно увлечение – бокс. Тренер набрал секцию из деревенских мальчишек и учил их не только боксировать. Кроме силовых приемов он ходил с ними в походы, научил ловить рыбу и охотиться.
3. Первый опыт на сцене Юрий получил еще в школе. Когда в Доме Культуры открылся театральный кружок, то будущий актер стал с удовольствием участвовать в небольших миниатюрах.
4. Отец не разделял увлечение сына, он мечтал, что тот пойдет по его стопам. Но Юрий, к моменту получения диплома, уже знал точно, кем хочет стать. В Иркутское театральное училище парень был зачислен с первой попытки.
В 1988 году он получил диплом, приобретя специальность «актер драматического театра». Комиссия из Москвы обратила внимание на молодого талантливого юношу.
4.1. Ему посоветовали поступить в ГИТИС. Юрий поехал в столицу, где прошел отборочный тур и был зачислен на актерско-режиссерский факультет в мастерскую Петра Наумовича Фоменко.
5. В 1993-м в Москве организовался новый театр под названием «Мастерская Петра Фоменко». Руководителем и организатором его стал тот же Фоменко, в мастерской которого Степанов постигал актерское мастерство. В этот же театр попали и все остальные однокурсники Юрия.
5.1. Он был талантлив настолько, что сразу покорил своей игрой не только зрителя, но и многочисленных критиков. У этого крепкого простоватого сибирского парня оказался такой талант перевоплощения и отличная пластика, что ему не нужно было прилагать особых усилий, чтобы войти в роль. Его даже не сильно гримировали, мимика Юрия сама трансформировала его лицо под любую роль.
5.2. После постановки «Шум и ярость», ее режиссер С.Женовач откровенно признался, что если бы не было актера Степанова, то он бы никогда не взялся за такую сложную работу.
По мнению критиков и зрителей, лучшей работой Степанова стала постановка «Волки и овцы», где его герой – судья Лыняев. Мнение было единогласным – актер играет просто гениально.
6. Степанов всегда отдавал предпочтение театру, потому что считал что кино это антиискусство. Но именно благодаря кинематографу к нему пришла настоящая популярность и всероссийская слава. Первые работы в кино не вызвали у актера особой удовлетворенности, но совсем скоро актер изменил свое мнение.
Дебютом в кино стали роли второго плана в фильмах «Гробовщик», режиссера П.Фоменко и «Орел и Решка», режиссера Георгия Данелия.
6.1. В главной роли Степанов снялся в картине «Время танцора» Вадима Абдрашитова. В драме рассказывалось о едва наступившем мирном времени в малой республике, где только что прошла гражданская война.
6.2. Одними из самых заметных киноролей Юрия Степанова принято считать роли следователя городской прокуратуры Павла Пафнутьева в культовом детективном телесериале «Гражданин начальник» (2001, 2005, 2006) и бывшего «вора в законе» Антипа Глымова в военной многосерийной драме «Штрафбат» (2004) режиссёра Николая Досталя.
6.3. Актер продолжает активно сниматься в разных жанрах и амплуа. Последними работами актера, вышедшими уже после его гибели, стали фильмы «Достоевский», «Не надо печалиться», «Тульский Токарев», «Раскол».
7. Личная жизнь актера складывалась очень счастливо. Со своей женой Ириной Сорокиной, Юрий познакомился в 1994 году, во время работы над постановкой «Приключение». В свое время она училась в институте легкой промышленности, и получила профессию закройщика-портного, модельера, костюмера.
7.1. Они стали жить в гражданском браке, пока в 1997-м у них не родился сын Костя. После этого счастливые супруги официально расписались. В 2007-м у них родился еще один сын – Дмитрий, в 2010-м – Юрий. Мальчики очень любили папу, а он старался окружить их вниманием и заботой, настолько позволяла его постоянная занятость на работе.
Третьего сына, родившегося вскоре после гибели актера, назвали в его честь – Юрием.
8. Ночью 3 марта артист возвращался из театра. Он успешно отыграл спектакль «Три сестры» и спешил домой.
Юрий голосовал на дороге, надеясь поймать такси. Рядом с ним остановились старенькие Жигули ВАЗ-2104, за рулём которых находился житель Абхазии. Водитель предложил подвести Степанова.
8.1. На одном из перекрестков машина стала в крайний левый ряд на красный сигнал светофора, чтобы потом повернуть налево. Потом экспертиза покажет, что водитель «четверки» заранее вывернул руль влево, чтобы на зеленый свет проскочить непростой перекресток побыстрее. И это станет одним из факторов, которые привели к трагедии.
Пока «четверка» мигала на светофоре поворотником, в нее сзади на огромной скорости влетела «Мазда». Потом водитель скажет, что отвлекся на что-то, и отечественную легковушку впереди просто не заметил.
Автомобиль, в котором сидел актер, выкинуло на встречную полосу, где его еще раз протаранила другая машина.
9. Водителю жигулей удалось выжить в этой жуткой аварии, но Степанову помочь никто не смог. Он погиб на месте. Это было большой трагедией и для коллег, и для жены артиста.
10. Прощание с талантливым российским артистом состоялось 6 марта 2010 года. Могила Юрия Степанова находится на Троекуровском кладбище. Его похоронили рядом с другими известными актёрами – Владиславом Галкиным и Александром Дедюшко.
P.S. 1993 — лауреат премии Московского фестиваля имени Владимира Высоцкого — за роль Бенжамина в спектакле «Шум и ярость» на сцене Московского театра «Мастерская Петра Фоменко».
1993 — лауреат премии международного фестиваля «Контакт-1993» в городе Торуне (Польша) — за роль Михаила Лыняева в спектакле «Волки и овцы» на сцене Московского театра «Мастерская Петра Фоменко».
2002 — приз «Лучший актёр телесериала» в номинации «Народный рейтинг» на X всероссийском кинофестивале «Виват, кино России!» в Санкт-Петербурге — за исполнение роли следователя городской прокуратуры Павла Пафнутьева в культовом детективном телесериале «Гражданин начальник» (2001) режиссёра Николая Досталя.
2004 — лауреат IX театральной премии «Чайка» в номинации «Синхронное плавание» — за актёрский ансамбль в спектакле «Три сестры» на сцене Московского театра «Мастерская Петра Фоменко».